Что такое FPS
FPS – это аббревиатура от английского термина frames per second. На русский язык это переводится как «количество кадров за секунду». За одну секунду видеокарта отрисовывает большое количество картинок, которые создают анимацию на вашем мониторе. Чем выше FPS, тем приятнее изображение для глаз игрока.
На что влияет FPS
В первую очередь FPS влияет на комфорт от игры. Чем выше, тем лучше. Также количество кадров за секунду может сказываться на отзывчивости управления в игре. Особо важны высокие FPS в шутерах и динамических играх. Кроме того, чем выше FPS, тем выше нагрузка на железо вашего компьютера. Для достижения более высоких показателей компоненты ПК нагружаются сильнее, а потому увеличивается тепловыделение, шум системы охлаждения и снижается производительность в параллельных задачах. Если вы хотите уменьшить нагрузку на компоненты компьютера, можно ограничить количество кадров.
Сколько должно быть FPS в играх
Это весьма спорный вопрос. В 2018 году стандартом индустрии является 60 FPS. Этот показатель в современных играх в классическом разрешении FullHD способно выдать большое количество даже бюджетного железа.
Популярное заблуждение: многие утверждают, что глаза способны распознать только 24 кадра за секунду. Это не так. На самом деле мозг более чем способен уловить разницу между 30 FPS и более высокими значениями. В спорах между пользователями консолей и любителями поиграть на ПК раньше часто обсуждался этот вопрос, но на современных консолях, способных отрисовать 60 FPS, аргумент потерял свою актуальность. Консольщики внезапно поняли, что 60 FPS — это очень круто, а глаза на самом деле могут видеть не только 24 кадра за секунду.
Условным порогом «играбельного» показателя FPS является 30, но многие сходятся во мнении, что в современные игры с таким количеством играть очень сложно, если не невозможно. Особенно это касается тех самых шутеров и других динамических игр. Ранее 30 FPS было стандартом для консолей и до сих пор Xbox One X и PlayStation 4 Pro во многих играх в разрешении 4К не могут отрисовать больше из-за ограничений старого железа. Конечно, все дело в привычке и многие пользователи играют с 30 FPS и не особо страдают из-за этого. При этом все, что ниже 30 FPS, уже считается неиграбельным. Для виртуальной реальности, к примеру, недостаточно даже 60 FPS. Здесь уже рекомендуют 90 FPS и выше, чтобы пользователя банально не стошнило.
Стоит также отметить, что на комфортность восприятия картинки влияет не только максимальный показатель FPS, но и его стабильность. Если изображение постоянно скачет от 30 до 60, к примеру, комфортной такую игру не назовешь. Картинка не только будет неприятной для глаз, но и сложной в управлении. Именно поэтому порой лучше ограничить FPS до более низких показателей или сильнее нагрузить видеокарту, чтобы избежать больших просадок. Лучше стабильный низкий FPS, чем постоянно скачущий с более высокими средними и максимальными значениями. Опять же, у разных пользователей разные предпочтения и привычки. Мы лишь делимся советами на основании своего опыта.
Для максимально комфортной игры в привычном понимании достаточно 60 FPS, но на более мощном железе в паре с более дорогими мониторами возможны и более высокие показатели. Конечно, показатель FPS выше 60 – это хорошо, но, если ваш монитор работает в режиме 60 Гц и не поддерживает большую частоту (или вы не разгоняете матрицу), никакой разницы межу 60 FPS и 100 FPS вы не увидите. Поэтому в таковых сценариях есть смысл включать вертикальную синхронизацию и ограничивать счетчик до 60. Это не только избавит вас от «разрывов кадров» (отсутствие синхронизации частоты обновления матрицы и отрисовываемой картинки видеокартой), но и уменьшит нагрузку на видеокарту и другие компоненты компьютера. Если же монитор поддерживает более высокие частоты, разницу между 60 FPS можно легко заметить. Те, кто пробовал играть на мониторах со 120 или 144 Гц, соглашаются, что плавность такой картинки просто завораживает.
Почему важен высокий фпс?
Особенно в шутерах. Но он может быть больше или меньше, чем вы ожидаете. Некоторые пользователи могут вообще не получить никаких улучшений.
Представьте, что вы смотрите что-то, работающее на скорости 1 ФПС. Это означает, что вы будете видеть только одно изображение каждую секунду,
что будет больше похоже на слайд-шоу, чем на видео.
Не только высокая частота кадров влияет на плавность изображения, но и визуальный потенциал, в первую очередь анимация. При условии, что игра имеет
естественную анимацию, она будет отображаться плавно с высоким FPS. На устаревших играх с более грубой анимацией, картинка может отображаться с рывками.
Как помогает высокий FPS?
Увидев больше кадров на экране, вы сможете быстрее реагировать на любые происходящие изменения. Более отзывчивая игровая среда позволяет лучше наблюдать и анализировать ее в реальном времени.
В некоторых случаях если у вас онлайн-игра начала дергаться, и персонаж просто застревает позади экрана, то проблема может быть аппаратная. Заключается неисправность в роутере или в вашем провайдере интернета.
Чем FPS выше, тем лучше?
Большинство единодушно согласится, что чем выше, тем лучше. Но правда в том, что иногда более низкий FPS лучше в некоторых случаях.
Зачем нужен высокий фпс?
- Гладкость — если компьютер пытается поддерживать постоянную частоту кадров и, таким образом имеет частые падения FPS, было бы более приятно ограничить его на уровне 30. Так получаете более плавное изображение.
- Погружение. Большинство фильмов снимаются с частотой 24 кадра в секунду, поэтому 30 кадров в секунду могут придать игре более кинематографический характер. В некоторых старых играх или в тех, которые не используют технологию захвата движения, анимация может показаться слишком неуклюжей на высоких частотах.
Вам может быть интересно: Рейтинг лучших видеокарт 2022 года
Почему падает FPS
Когда падает FPS, картинка становится более дерганной, из-за чего играть становится сложнее и менее комфортно. К сожалению, существует очень большое количество аспектов, которые влияют на стабильность частоты кадров за секунду. В этой статье мы попробуем упомянуть самые популярные причины просадки FPS в ваших любимых играх.
Слабая видеокарта. В одной сцене игры FPS может быть выше из-за того, что видеокарта нагружена меньше. К примеру, в кадре нет большого количества динамических или детализированных объектов. Когда же на экране появляются более сложные элементы, с которыми железо справляется уже не так хорошо, FPS может снизиться.
Возможное решение: можно уменьшить детализацию, сглаживание или разрешение картинки.
Слабый процессор или память. Если после уменьшения качества графики или разрешения FPS не вырос, значит причиной просадок может быть слабый процессор или память. Процессор не способен передать видеокарте достаточное количество информации и она фактически простаивает. Этот феномен называется «бутылочное горлышко». Также обращайте внимание на количество свободной оперативной памяти, ее частоту и частоту контролера. Если памяти недостаточно для работы игры, производительность может пострадать.
Возможное решение: разгон процессора, памяти и контроллера памяти, если ваше железо поддерживает разгон. Если нет, тогда только покупка более мощных комплектующих, вроде процессора, дополнительной памяти, улучшенной видеокарты и так далее.
Фоновые задачи. Открытый браузер с большим количеством вкладок, сложные приложения, потребляющие много оперативной памяти или нагружающие процессор, центр обновлений Windows или любой другой процесс, использующий в какой-то мере диск, память или процессор.
Возможное решение: закройте все приложения и последите в диспетчере задач, не нагружает ли какой-нибудь системный процесс ваш компьютер. После этого попытайтесь снова запустить игру и последить за FPS.
Драйвер видеокарты. Иногда проблемой просадки FPS может быть драйвер видеокарты. Ознакомьтесь на сайте вашего производителя с подробностями последнего релиза. Возможно, в нем указано, что в некоторых играх возможны снижения количества кадров за секунду. Зачастую подобные проблемы исправляются выходом новых драйверов.
Возможное решение: установите свежую версию драйверов или откатитесь на предыдущий, если раньше проблем не было.
Плохая оптимизация. Худший вариант, так как пользователь фактически ничего не может сделать с кривым кодом, написанным разработчиками, если только не брать во внимание покупку более мощного железа.
Возможное решение: ждать выхода обновлений для самой игры или драйвера. Если игра уже не поддерживается, то можно попытаться установить более мощное железо.
Троттлинг. Это когда ваша система охлаждения не может справиться с тепловыделением процессора или видеокарты. Причиной этому может быть слишком большое тепловыделение (TDP) или слишком слабая система охлаждения. Также троттлинг может возникать из-за перегрева системы питания на материнской плате при слишком сильном разгоне не самого дорогого железа. Чтобы избежать чрезвычайного перегрева и выхода из строя компонентов, процессор или графика начинают «тормозить», то есть понижать частоты для охлаждения. Кроме того, причиной троттлинга может быть слишком старая термопаста, нуждающаяся в замене, или чрезвычайное загрязнение радиатора или вентилятора.
Возможное решение: уменьшите частоту процессора или видеокарты. Попробуйте также почистить компьютер от пыли или заменить термопасту. Если ничего не помогает и система далее троттлит, стоит задуматься о покупке более мощной системы охлаждения или диагностике железа на наличие неисправностей.
Помочь справиться с просадками FPS может как один вышеуказанный совет, так и несколько вместе. Часто попытки справиться со слишком низким или резко просидающим FPS занимают много времени, но в подавляющем большинстве случаев получается либо добиться более стабильного FPS, либо хотя бы узнать причину просадок. К сожалению, подобные танцы с бубном являются неотъемлемой частью ПК-гейминга, особенно на более бюджетном железе. Cправедливости ради стоит отметить, что богатые тоже плачут – часто плохая оптимизация игр или драйверов приводит к неприятным проседаниям и на более производительном и дорогом железе.
FPS vs Гц
К сожалению, большинство геймеров не может оценить действительно высокую частоту кадров, так как она напрямую связана с частотой обновления экрана. На очень большом количестве мониторов её максимальное значение составляет 60 Гц. Это означает, что сколько бы не выдавала игра кадров в секунду – 60, 90, 120, 400 и т.п., больше 60 кадров в секунду игрок не увидит…
То есть, говоря простыми словами, герцы на мониторе – это максимальное количество FPS, которое реально отобразится на этом самом мониторе, даже если игра выдаёт больше.
Поэтому профессиональные геймеры, а также геймеры с мощным компьютером и большой любовью к играм, используют мониторы с более высокой частотой обновления – 120, 144 или 240 Гц.
Нужно понимать, что для монитора с такой частотой нужен и достаточно производительный игровой компьютер – если у Вас в играх частота кадров в секунду не превышает 60, то и смысла покупать монитор на 144 Гц нет.
Что нужно для получения высокого FPS в играх?
Ответ достаточно прост – мощный игровой компьютер. И, разумеется, монитор с высокой частотой обновления.
Но что в системном блоке влияет на FPS? Практически всё. И постоянная память (скорость чтения HDD или SSD), оперативная память (в большей степени её скорость, но и объём должен быть достаточным), видеокарта и процессор. Последние два комплектующих считаются наиболее важными, но про остальные забывать также не стоит – они должны быть на соответствующем уровне.
У разных игр разные требования. Одни очень требовательны к процессору, другие – не очень. Поэтому, как бы банально это ни звучало, для одних игр нужен мощный процессор, для других – не очень.
Если говорить простыми словами, то процессор выполняет основную работу – именно он строит графику, просчитывает расстояние, проектирует движение различных игровых моделей, рисует силуэты и т.п. И если процессор в определенной игре очень хорошо справляется со своими задачами, то дело остаётся за видеокартой. Видеокарта выводит графику, которую построил процессор, и чем она вышла сложнее, и чем больше в ней мелких деталей и частиц, тем больше нагрузка на видеокарту.
Оценить свой набор «процессор + видеокарта» для конкретной игры Вы можете при помощи специального программного обеспечения, например, MSI Afterburner, поставив в отображение на экране загрузку процессора и видеокарты.
Если у Вас процессор загружен на 100%, а видеокарта значительно меньше, например, на 25%, и игра при этом выдаёт очень низкий FPS, то проблема очевидно в процессоре – он просто не справляется с игрой. И замена видеокарты на более мощную Вам практически ничего не даст конкретно в этой игре.
Если же процессор загружен, скажем, на 42%, а видеокарта на 100%, и игра при этом выдаёт недостаточный FPS, то проблема, скорее всего, в видеокарте. Следует понизить настройки графики и убрать все дополнительные графические эффекты, перезайти в игру и заново проверить FPS. Если он заметно вырос, то замена видеокарты на более мощную даст Вам солидный прирост частоты кадров в секунду.
Если говорить совсем простыми словами, то процессор рисует фигурки, а видеокарта их раскрашивает. И если процессор рисует фигурки очень медленно, то видеокарта никак не сможет раскрасить то, что ещё не готово.
Многие называют подобные отношения процессора и видеокарты «раскрытием видеокарты», но если речь идёт об играх, то нужно понимать, что у них разные требования к процессору и видеокарте – при одинаковом наборе «процессор + видеокарта» в одной игре может не тянуть процессор, а в другой – видеокарта. И это нормально. Важен именно баланс всех комплектующих.
Какая частота кадров оптимальна для игр?
И вот мы, наконец, добрались до заглавного вопроса. Однако, ответить на него однозначно попросту невозможно. Почему?
Как минимум потому, что не существует идеальной частоты кадров для каждой игры. Если отбросить личные предпочтения, то можно сказать примерно следующее:
- 30 FPS – вполне подойдет для одиночных и более кинематографичных игр.
- 60 FPS – идеальная для большинства людей частота кадров – благодаря большей плавности игры становятся более отзывчивыми, что может предоставить преимущество в мультиплеере. Также хороша для игр, где важна реакция на анимации.
- 120 FPS – гораздо плавнее и отзывчивее, чем 60 FPS. Может предоставить значительное преимущество в соревновательных играх, хотя некоторые и в одиночных ценят большую отзывчивость, даже ценой ухудшения графики.
- 240 FPS – как и в случае со 120 FPS, значение в 240 FPS может потребоваться разве что киберспортсменам, готовым вложиться в монитор с частотой обновления 240 Гц. Очевидно, что это значение вдвое выше, но реально заметить разницу между 120 и 240 FPS гораздо сложнее, чем между 30 и 60 или между 60 и 120 FPS.
Кроме того, при выборе целевого значения частоты кадров стоит учитывать также следующие факторы:https://yastatic.net/safeframe-bundles/0.83/1-1-0/render.htmlРЕКЛАМА•SEGMENTO
- Тип монитора – как уже было сказано, отобразить частоту кадров выше стандартных 60 в секунду способны лишь определенные мониторы с высокой частотой обновления. А выбор такого монитора может повлечь за собой отказ от других возможностей. Например, в мониторах с частотой обновления 144 и 240 Гц чаще всего используются TN-матрицы, у которых по сравнению с IPS и VA хуже цветопередача и углы обзора. Если вы хотите получше разобраться с различными типами матриц, посмотрите эту статью. Кроме того, стоит учитывать разрешение.
- Железо – если вы приобретаете монитор с высокой частотой обновления, вам также потребуется видеокарта, которая сможет обеспечить работу игр с высокой частотой кадров. Для AAA-игр с высокими настройками графики она может быть очень дорогой.
- Игры – достичь 120 FPS в последних AAA-играх непросто, но про киберспортивные игры типа CS: GO, Overwatch, Dota 2 и т.д. этого не скажешь. Если вы играете в основном в них или другие хорошо оптимизированные игры, которым для трехзначной частоты кадров сверхмощное железо не требуется, то дорогая видеокарта для монитора с частотой обновления 144 или 240 Гц вам не потребуется.
Лучшие программы для измерения FPS
Многие приложения, предназначенные для мониторинга фреймрейта во время игр, имеют и другие полезные функции. Последние зачастую играют решающую роль при выборе.
Msi Afterburner
Msi Afterburner — программа для гибкой настройки видеокарт. Она позволяет не только снимать показатели, но и разгонять графические адаптеры. Вывод FPS и другой информации о железе — ее второстепенная функция.
Утилита бесплатна, частично русифицирована и в первую очередь ориентирована на опытных пользователей, которые разбираются в компьютерном железе.
Разгон видеокарты поможет увеличить FPS, но учтите, что если с ним переборщить, есть риск вывести из строя графический адаптер. Не используйте непонятные вам настройки, если нет уверенности в том, что вы делаете.
Для включения подсчета количества кадров в секунду зайдите в настройки приложения, нажав на шестерёнку, затем отметьте две галочки, приведённые на скриншоте ниже.
Функции Msi Afterburner:
- показ уровня загрузки видеокарты, её температуры, частоты, напряжения питания и других параметров;
- регулировка вентиляторов видеокарты;
- настройка визуального отображения информации;
- запись игрового процесса;
- встроенный стресс-тест;
- мобильная версия для Android, предназначенная для удаленного управления видеокартой после разгона;
- автоматический поиск безопасных настроек разгона.
Cam
Cam — комплексная и многофункциональная программа для мониторинга состояния систем компьютера и повышения их производительности. Одна из ее возможностей — отображение фреймрейта и других характеристик поверх запущенных видеоигр.
Cam бесплатна и имеет русский язык интерфейса. Для отслеживания FPS пользователю придется в ней зарегистрироваться.
По сути, эта программа аналогична предыдущей, но с большим акцентом на мониторинг характеристик компьютера, чем на разгон. Она более удобна для неопытного пользователя, чем Msi Afterburner, но после первого запуска кому-то может понадобиться время, чтобы разобраться в её интерфейсе.Читайте также: Huawei Honor U8860. Честь компании Huawei?
Чтобы включить отображение фреймрейта, перейдите в настройки приложения, откройте раздел «Количество кадров/сек.» и активируйте функцию «Включить отображение данных CAM».
Функции Cam:
- демонстрация FPS и других параметров и характеристик компьютера поверх запущенной видеоигры;
- разгон графической карты;
- отслеживание данных с десятков сенсоров компьютера;
- предупреждения о некорректно работающих компонентах компьютера (например, о возможном отказе системы охлаждения);
- отслеживание температуры процессора и видеокарты;
- регистрация для хранения данных о производительности компьютера в облаке разработчика программы;
- отслеживание истории FPS для игр, которые запускал пользователь;
- настройка отображения фреймрейта.
AgaueEye
AgaueEye — бесплатное приложение, позволяющее следить за состоянием процессора, видеокарты и других компонентов компьютера, а также отображать ФПС в распространенных играх.
Программа проста и доступна для новичков (пусть и без русского языка), однако она поддерживает не все существующие игры, а только 3600+ наиболее популярных. Для большинства геймеров это не проблема, но если вы играете во что-то экзотическое, фреймрейт может не отобразиться.
Дополнительные настройки программы для показа частоты кадров не нужны — просто запустите AgaueEye, а затем игру. После сеанса геймплея отобразится окно с подробной статистикой FPS. Например, приложение сгенерирует наглядный график, показывающий, какое число кадров в секунду преобладало во время игры.
Функции AgaueEye:
- настройка отображения фреймрейта;
- вывод на экран параметров процессора, видеокарты, жёсткого диск и вентиляторов;
- ведение статистики FPS во время игрового сеанса;
- отображение подробной информации о «железе»;
- базовые функции разгона видеокарты;
- управление при помощи горячих клавиш;
- уведомления о перегреве процессора или видеокарты.
Учтите, что любая из описанных программ может быть несовместима с отдельными видеоиграми. Иногда ФПС не выводится, когда игра запущена в оконном режиме.
Fraps
Fraps — пожалуй, самая популярная программа для отслеживания FPS с дополнительной возможностью создания скриншотов и записи видео геймплея. Несмотря на разнообразный функционал и отсутствие русского языка, она очень проста в использовании.
Мониторинг ФПС и создание скриншотов — бесплатные функции приложения, ими можно пользоваться свободно. Другие ограничены до момента покупки платной версии. Без оплаты скриншоты сохраняются только в формате BMP (без сжатия), а видео записывается с ограничением по продолжительности. Стоимость пожизненной лицензии Fraps составляет $37.
После запуска Fraps FPS постоянно отображаться в углу экрана во время игры.
Прочие функции программы:
- быстрое создание скриншотов геймплея;
- запись видео со звуком;
- показ среднего, максимального и минимального значений FPS;
- сохранение показаний FPS в текстовый файл;
- возможность работы поверх всех окон;
- запуск по таймеру и поддержка горячих клавиш.
Как повысить FPS в играх
Если вы заметили, что кадры в игре меняются медленно или с непостоянной скоростью, возможно, вам помогут следующие приемы:
- выставить более низкие настройки графики;
- снизить игровое разрешение;
- закрыть все сторонние программы, которые могут «съедать» часть ресурсов процессора, видео и оперативной памяти;
- обновить драйвер видеокарты.
Если же FPS стабильно низкий у большинства видеоигр, которые вы запускаете, возможно, пришло время хотя бы частично обновить компьютер.
Верна и обратная логика: если фреймрейт на ваших настройках стабилен, без сильных снижений, держится хотя бы на уровне 45-55 кадров в секунду, настройки графики можно улучшить.
Диапазоны частоты кадров
Человеческий глаз – очень тонкий орган, но он практически не способен различить разницу на пару кадров в секунду. Поэтому, а также в связи с обусловленными железом стандартами, частота кадров обычно округляется до следующих значений:
- 30 FPS – целевая производительность актуальных консолей и слабых ПК. Имейте в виду, что лаги становятся заметны только при частоте ниже 24 кадров в секунду, поэтому любое значение выше 24 можно считать играбельным.
- 60 FPS – целевое значение большинства игровых ПК. На консолях со стабильной частотой кадров в 60 FPS могут работать только менее требовательные или лучше оптимизированные игры.
- 120 FPS – частота кадров, доступная только на мониторах с частотой обновления 120-165 Гц, а достичь ее в требовательных играх без снижения настроек способны лишь самые мощные игровые ПК. На консолях пока недостижима.
- 240 FPS – столько осилят лишь самые быстрые мониторы с частотой обновления 240 Гц. Максимально возможное значение для современных дисплеев.
Имейте в виду, что чем выше частота кадров, тем тяжелее человеческому глазу заметить разницу. Например, большую плавность при 60 кадрах в секунду по сравнению с 30 кадрами в секунду сможет заметить почти каждый, а вот различие между 120 и 240 FPS часто тяжело увидеть, даже если мониторы поставить рядом.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что задаваясь целевым значением частоты кадров, нужно учитывать возможности вашего компьютера, игры, в которые вы обычно играете, а также понимать, что вам важнее – быстродействие или графика.
Даже 30 кадров в секунду – вполне играбельное значение, и на самом деле может обеспечить более кинематографичный вид (особенно если в игре не такие сложные анимации), но большинство согласится с тем, что идеальный компромисс между отзывчивостью и затратами – 60 кадров в секунду.
При этом трехзначная частота кадров хороша главным образом для соревновательного мультиплеера и для тех, кому требуется дополнительная отзывчивость даже в одиночных играх, пусть ценой снижения некоторых графических настроек. Однако, имейте в виду, что монитор с частотой обновления 144 или 240 Гц – довольно специфическая покупка. Он не обязательно будет дорогим, но возможно, придется пожертвовать какими-то преимуществами 60 Гц мониторов в аналогичном ценовом диапазоне. Как правило, это лучшее качество изображения.
И в заключение, если вы собираетесь покупать новый монитор, мы бы хотели посоветовать вам взглянуть на нашу подборку лучших игровых мониторов.
Материалы взяты из следующего источника:
- https://wp-seven.ru/instruktsii/tips/windows-10-tips/fps-v-igrah.html
- https://fps-up.ru/game-fps/kak-povysit-fps-v-igrah-nastrojka-chastoty-kadrov
- https://proslo.ru/chto-takoe-fps-v-igrah/
- https://cubiq.ru/optimalnaya-chastota-kadrov-v-igrah/
- https://CompConfig.ru/software/programmy-dlya-otobrazheniya-fps-v-igrah.html